WhatsApp

Старинная икона "Богоматерь Казанская" в окладе

014999

Русский Север. 1 пол. XVIII в.
Дерево, левкас, темпера; оклад - серебро, чеканка, канфарение, просечка
Ширина:22,7см
Высота:27,3см
Цена:16 000$
ИКОНА - 1 половина XVIII века, Русский Север
ОКЛАД - середина XVIII века, Кострома (?)
Размер в киоте - 34,5 х 9 х 39 см


Иконография Казанской иконы относится к типу Одигитрии, предположительно является сокращённым вариантом ростового или тронного образа. К её особенностям относятся погрудное изображение Богоматери и почти поколенное стоящего Младенца Христа. На явленной чудотворной иконе голова Богоматери склонена к Младенцу, взгляд направлен в его сторону. В XVII веке сформировался и распространился извод, отличающийся от явленного чудотворного образа более сильным наклоном головы и поворотом лика Богоматери, направленностью её взгляда на зрителя. Иконография образа в целом ориентирована на извод, сложившийся в XVII веке, о чём свидетельствует также жест именословного, а не двуперстного благословения Христа. Представленное воспроизведение обладает некоторыми индивидуальными особенностями. В частности, это близкое расположение соприкасающихся друг с другом голов Богородицы и Младенца, что встречается очень редко.

Большую роль в композиции иконы играют рельефные нимбы, коруна над нимбом Богоматери и поля, выполненные из песка, наклеенного на левкас. Расположение фигур Богоматери и Младенца, оставляющее значительное пространство вверху иконы, говорит о том, что изображение коруны было предусмотрено изначально. Вероятно, эти украшения схематично повторяли очертания драгоценных окладов. Песочный рельеф напоминает изображение на пелене 1660-1670-х гг. из Николо-Коряжемского монастыря, выполненной в сольвычегодской мастерской А.И.Строгановой. Оформление иконных полей рельефным орнаментом из левкаса было широко распространено в северных землях, в частности, вологодских и новгородских. Рельефные поля из песка встречаются значительно реже и также характерны для севера костромских земель. Основной элемент рельефного декора - "розетки" - был широко распространён в XVII - XVIII вв.

Икона в киоте





Иконы: 18 век

Made on
Tilda