WhatsApp

Малышевская иконописная школа Старинная икона "Святой преподобный Сергий Радонежский" в окладе

015433

Конец XIX века.
Дерево, темпера, левкас; оклад - серебро 84 пробы, золочение
Ширина:18см
Высота:22,5см
Цена:440 000руб.
Малышевская иконописная школа. Оклад - 1894 года
Размер в киоте - 25,5 х 30 х 7 см


Иван Матвеевич Малышев (1802-1880) – один из самых известных иконописцев Сергиева Посада второй половины ХIХ в. С его именем связано возрождение лаврской иконописной школы в середине столетия. Именно он является адресатом примечательного документа – приказа Учрежденного собора «О преподании наставления хозяину Лаврской Живописной школы Ивану Малышеву касательно святых икон и других правил для учащих и учащихся» (1851 г.) [1]. Это наставление ценно тем, что показывает направление развития лаврской иконописной школы, возрожденной, после нескольких десятилетий упадка, в 1846 г. деятельным лаврским наместником архимандритом Антонием (Медведевым). В первом пункте приказа (а всего их 16) обозначается цель новой иконописной школы – «для развития и поддержания Греческого Штиля писания».

Необходимо отметить, что понимание монастырским священноначалием «греческого стиля» не противоречит установившемуся в это время в обществе взгляду на древнее иконописание. В то время основное внимание уделялось исправлению иконографических и стилистических вольностей, привнесенных в предшествующие столетия с запада, из католической Европы. Как не надо писать, думающими и православно чувствующими людьми, – как из церковной, так и светской среды, – к этому времени уже было понято и сформулировано, а как надо – еще глубоко не осознано. Считалось вполне допустимым «исправить» древнюю иконографию с помощью приемов академического искусства; «улучшить» старые иконы «естественностию» поз, «правильностью» пропорций и «самоточнейшей» геометрической перспективой.

Именно для обучения академическому искусству и был направлен во второй половине 1830-х годов в Императорскую Академию Художеств Иван Малышев. По возвращении в Лавру Иван Матвеевич сразу же был привлечен к преподаванию. Его имя появляется в монастырских документах в 1841 г. В это время он состоит учителем рисования «предуготовительного» класса в лаврском народном училище. В 1843 г. о. Антоний поручает Малышеву отобрать наиболее способных мальчиков и «учить их рисовать», чтобы готовить их к поступлению в иконописную школу, которая в скором времени будет официально открыта. Малышеву предстоит ее возглавить и стать основным наставником лаврских учеников. Но преподавание в училище являлось только частью работы Малышева. Приобретя художественное мастерство и постоянными трудами его совершенствуя, Иван Матвеевич много трудился как для самой Лавры, так и для многих российских храмов, выполняя многочисленные частные заказы. Вместе с ним стали работать и его сыновья, а также ученики, наемные мастера.

Надпись на обороте: Благословенiе Свято-Троицко-Сергiевой Лавры Технику Михаилу Ивановичу Колзакову за труды по благоустройству дома Лавры въ г. Москве 1895-7 г.»

Клейма: «Георгий Победоносец на коне, поражающий змея» (Московский герб); «84» (проба серебра); «Л.О/ 1894» (неизвестный пробирный мастер, 1890-1895 гг.); «НС» (мастер-ювелир)

Иконы: В серебряном окладе 84 пробы

Made on
Tilda