WhatsApp

Большая икона "Воскресение Христово с двунадесятыми праздниками"

015847

Палех. Конец XIX века.
Дерево, левкас, темпера, золочение
Ширина:57,7см
Высота:70,4см
Глубина:3,7см
Цена:21 600$
Размер в киоте - 69 х 10,5 х 82 см
Предстоящие на полях: архангелы Михаил и Гавриил, святые Георгий и Николай Чудотворец


В древнерусской живописи вплоть до конца XVI в. тема «Воскресения Христова» изображалась только под видом «Сошествия во ад». Иконография «Сошествия во ад» сложилась на основе текстов «Псалтыри», «Послания апостола Петра» и главным образом под влиянием апокрифических сочинений — «Евангелия Никодима» и «Слова Евсевия». В легендах красочно повествуется о том, что после того как распятый Христос (см. «Распятие», примеч. 1 к № 92) «испустил дух», он сошел во ад в преисподнюю, чтобы вывести оттуда прародителей Адама и Еву, царей Давида и Соломона и других пророков и праотцев, первородный грех которых он искупил своею смертью на кресте. Истоки иконографии восходят к византийскому искусству. На Руси эта композиция известна с XI в. (фрески Софийского собора в Киеве). В центре композиции, на фоне светлого, лучистого ореола (славы), расположенного между вершин горок, изображается Христос, стоящий над черной бездною ада. Под ногами Христа часто пишутся разрушенные створки врат ада, разлетевшиеся замки, ключи и цепи. По сторонам Христа изображаются фигуры ветхозаветных праведников. Адама Христос обычно поднимает из ада за руку. Иногда в аду изображается олицетворение ада в образе огромного сатаны, связанного или связываемого ангелами.

В среднике иконы представлена композиция "Воскресение Христово-Сошествие во ад". В правом нижнем углу - призвание Христом учеников на Тивериадские озера, выше - благочестивый разбойник, стоящий у врат рая. Вверху справа - пророки Илья и Енох. В левом верхнем углу - жены мироносицы у Гроба Господня. Ниже - ангел попирает врата ада.







Иконы: Палех

Made on
Tilda