Французский скульптор. Учился в школах изящных искусств в Тулузе (1876-1884) и Париже (1884-1886). Работал в мастерских А. Фальгьера (1884) и Родена (1893-1908). Преподавал в студии Гранд Шомьер (1909-1929).
Произведения Бурделя конца 1880-х - начала 1900-х годов, с их подчас неистовой экспрессией ("Памятник павшим" в Монтобане, бронза, 1893-1902), отмечены дробностью ритмов, объёмов, усложнённостью общего построения. В дальнейшем, стремясь к героизации и монументализации образов, Бурдель творчески претворяет традиции греческой архаики и ранней классики, европейского средневекового искусства; произведения Бурделя отличаются единством конструктивности и динамики, контрастностью света и тени, грубовато-энергичной обработкой утрированно-крупных, плотных форм, активностью пространственного построения ("Геракл, стреляющий из лука", 1909, "Пенелопа", 1909-1912, "Сафо", 1924-1925, - все бронза). В портретах ("О. Роден", бронза, 1909; "А. Франс", бронза, 1919) Бурдель выявлял напряжённость духовной жизни человека; в памятнике К. Альвеару в Буэнос-Айресе (бронза, 1915-1923), в установленных в Париже статуе "Франция" (бронза, 1925) и памятнике А. Мицкевичу (бронза, 1909-1929) стремился выразить гражданские идеи. В отдельных произведениях Бурделя 1920-х годов появляются черты декларативности, стилизации и архаизации. Бурдель работал также как рисовальщик и живописец (фрески Театра Елисейских полей, 1912). Творчество Бурделя, одного из крупнейших монументалистов своего времени, заняло видное место в прогрессивном французском искусстве 1-й трети 20 века.
|